Что произошло и чего не случилось в Ленобласти на выборах губернатора. И как регион заглянул в послезавтра, анализирует Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
Должна признать: я ошибалась насчет выборов губернатора в Ленобласти. Хотя…
Еще в июле, полемизируя с политологом Николаем Камневым о политическом ландшафте Ленобласти в преддверии губернаторских выборов, была уверена, что выборы-2025 обязательно будут использованы противником для дестабилизации обстановки. И в целом по стране, и уж в таком стратегическом регионе, как Ленобласть – первым делом.
Однако тогда предполагалось – да и спецслужбы наши прямо об этом предупреждали – что «раскачивать» общественную обстановку будут изнутри, спекулируя на экологической повестке и псевдокоммунистической заботе о социальной справедливости.
Что ж, судя по всему, предупреждения были услышаны и отработаны на опережение: социальной напряжённости противнику добиться не удалось, власти региона сами уделили много внимания экологическим проблемам, а те, кто уже приготовился порезвиться в роли «активистов» на этой теме, как-то вдруг поняли, что лучше не надо.
Однако задача-то у противника осталась, да еще и усугубилась: на фронте у него проблемы, рейтинги в собственных странах ниже плинтуса, «символ борьбы» с Москвой предельно пообтрепался и уж совсем очевидно нелегитимен, внутри России обстановку пока никак не раскачать, а очень надо.
Ну, вот враг и нашёл «решение» в своем стиле и в своем духе: диверсии информационные и террористические, атаки дронов, а ключевая цель – если не совсем сорвать выборы, то хотя бы максимально снизить явку и найти любой повод, чтобы обвинить уже нас в «нелегитимности». С больной головы на здоровую – это ж любимый вражий приёмчик.
Вот только, консультировали их, похоже, неудачники с Болотной – номер у них не прошёл.
В ночь на 12 сентября – первый день трёхдневного голосования – они попытались подвергнуть Ленобласть массированной атаке дронов: пакости под чужим флагом – это тоже излюбленный их метод.
Ближе к 2 часам ночи Александр Дрозденко предупредил в своём Телеграм-канале:
«Внимание, объявлена опасность БПЛА в воздушном пространстве Ленобласти. Возможно понижение скорости мобильного интернета».
К 6 утра стало известно, что силами и средствами ПВО над Ленинградской областью уничтожено более 30 БПЛА, люди в соцсетях обсуждали, кому в каких насёленных пунктах не слишком удалось выспаться – и что? Пообсуждали и пошли голосовать: в этот день на участки для голосования пришли 368 тысяч 453 избирателя – больше четверти от всех избирателей региона.
То есть несмотря на сложную ночь, на бесконечные ядовитые вбросы в соцсетях про «зачем голосовать – всё уже решено», сотни тысяч жителей Ленобласти поступили так, как считали правильным. Причём, даже те, кто до вражьих дронов не особо-то и торопился на избирательный участок – знаю таких лично. И получилось, что голосовали люди в первый день этих выборов за что-то большее, чем даже за своего кандидата в губернаторы.
Итоговая явка по данным на 18.00 третьего дня голосования – без малого 60%. Кто-то скажет, что при таких обстоятельствах надо бы побольше, но тут уже вступила в силу другая социальная логика: народ увидел, что выборы идут нормально, явка и так достойная, ну и вроде как чего – всё ж уже доказали.
И, в целом, всё правильно: выборы состоялись, прошли, как положено, никакой паники даже в соцсетях не поддались, а заодно ещё и отличную идею реализовали – поучили детей демократическим процедурам.
Кстати, эту историю с проектом «Детское обучающее игровое голосование «Выбирай-Ка!» социологам и политтехнологам еще нужно проанализировать. Это же интересно, почему дети большинством голосов главной в сказочном лесу выбрали все-таки не храброго Добрыню Никитича, а спокойную и мудрую Василису Премудрую? Хотя и не во всех районах – в Лужском, например, с небольшим отрывом победил все-таки архетип богатыря.
Впрочем, это всё уже – про чуть более отдаленное будущее, про послезавтра. А про настоящее и ближайшее нам скоро всё Леноблизбирком скажет.