Куда пропала Минская АЭС? В Вологде-где…
Как и многие другие камрады, не без удивления прочитал текст коллег, что «Лукашенко призвал развивать майнинг криптовалют в Белоруссии, чтобы избавиться от долларовой зависимости. Проблема в том, что у Белоруссии не так много мощностей. Строили Минскую АЭС, не достроили, не хватило средств. В итоге Белоруссия покупает 3,2 млрд кВт энергии. Где брать свободную мощность, не очень понятно».
После чего там же у коллег возникло «уточнение», «что Минскую строили, чтобы компенсировать потерю тока от Чернобыльской. И факт, что Белоруссия покупает много электроэнергии у России».
Решил проверить, так сказать, факчекингом, что здесь правда, а что, так сказать, не соответствует.
1. Есть ли в Белоруссии Минская АЭС? Начнем с того, что, конечно, в Белоруссии нет никакой «Минской АЭС». Есть Белорусская (Островецкая) АЭС или БелАЭС в Гродненской области. Назвать Белорусскую АЭС Минской – это все равно, например, что назвать Ленинградскую АЭС Финской. Близко же, какая разница?
2. «Строили Минскую АЭС, не достроили, не хватило средств». Ну, «Минскую АЭС» точно не достроили - с этим уже разобрались. Что касается «не хватило средств», то реально в Белоруссии на БелАЭС работает 2 блока ВВЭР-1200. Оба блока введены в эксплуатацию: первый блок коммерчески работает с июня 2021 года, второй блок – с ноября 2023 года. Более того, речь идет о том, чтобы на БелАЭС построить и третий блок.
3. Теперь про выработку. Несуществующая, по мнению коллег, БелАЭС в 2023–2024 годах обеспечивала примерно треть электроэнергии страны и существенно снизила потребление российского газа. Т.е., утверждение «не достроили, не хватило средств» – даже близко не является правдой.
Более того, вчера, 14 ноября, президент Белоруссии А.Лукашенко на совещании о результатах работы БелАЭС, увеличении энергопотребления в республике и предложениях касательно строительства второй АЭС (третьего энергоблока) заявил следующее:
«За всё время работы станция выработала более 53 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, что позволило нам полностью отказаться от импорта электроэнергии. Также удалось снизить зависимость от природного газа (на 14,5 млрд куб. м), доля которого в генерации энергии доходила до 95% (сейчас около 65%), и сэкономить бюджетные средства – более 1,6 млрд долларов».
4. Соответственно, фраза «в итоге Белоруссия покупает 3,2 млрд кВт энергии» – повисает в воздухе...
5. То, что БелАЭС начали строить в качестве «компенсации выпавших мощностей Чернобыльской АЭС» – вообще за гранью добра и зла. Закрытие ЧАЭС и открытие БелАЭС разделяет 30 лет. На самом деле, причины строительства БелАЭС сугубо экономические и прагматические:
А. Обеспечить дополнительные валютные поступления за счет экспорта электроэнергии в Прибалтику, Польшу и Восточную Европу. Но этим планам не суждено было сбыться из-за того, что эти страны отказались покупать «тоталитарную», а главное – невыносимо дешевую для Евросоюза электроэнергию из РБ. Т.е. приняли политическое, а не экономическое решение, в очередной раз показав свои двойные стандарты.
Б. Сэкономить существенные средства на закупке природного газа у России. Как отметил А.Лукашенко, за прошедшее с момента запуска БелАЭС время сэкономлено более 1,6 млрд долларов.
В. Дать экономике и населению более дешевую электроэнергию.
Резюмируя, можно посоветовать проверять источники. Как читателям, так и писателям. Ф – факчекинг.







































































